Сахно Тамара Анатольевна - воспитатель высшей квалификационной категории.
Стаж педагогической деятельности - 29 лет.
Имеет следующие звания и награды:
•Удостоверение ветерана труда ;
• Почётная грамота Департамента образования и науки Кемеровской области за добросовестный труд, значительный личный вклад за обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с Днём учителя;
• Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, совершенствование образовательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей.
«Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».
В.А. Сухомлинский
Участник Муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2024".
На конкурсе представляла опыт работы "Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей благодаря которым мы твёрдо скажем о нём:
-Что он патриот и гражданин своей страны!
Мир непрерывно развивается, и мы стремимся использовать новые приемы и методы, технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.
И к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС предъявляет определённые требования.
Прежде всего, предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.
Одной из инновационных технологий в сфере патриотического воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Цель создания мини-музеев: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, краю ,стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
Основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Исследовательская деятельность
-Беседы, чтение художественной литературы
-Художественное творчество
- Музыкальная деятельность
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок.
Организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип интеграции
Принцип деятельности и интерактивности
Принцип научности
Принцип партнерства
Принцип культуросообразности
Принцип динамичности и вариативности.
Принцип разнообразия
Принцип экологичности и безопасности
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
выбор экскурсоводов.
3. Заключительный этап
подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.
В результате реализации проекта «Я живу в России», в группе организован мини-музей «Истоки культуры». В создании его принимали участие педагоги, дети с родителями.
Темы экспозиций: «Неофициальные символы России», «Народные промыслы»,
«Коллекция камней собранных на территории России», «Чудо – магнитики: Путешествие по России».
«Музей денег»,
«Книжки-малышки».
Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.
Экспозиции должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
В перспективе, мы хотим начать подготовку юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей.
Использование средств музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе, поможет приобщить детей к истокам народной культуры, сохранению её традиций и воспитания чувства патриотизма.